Буллинг: как выстоять в травле

Понятие буллинга относится к коллективной травле одного человека. Ему подвергаются дети в школе, солдаты в армии, сотрудники в конфликтах с начальством. Причины этому различные — человек выделяется бедностью или напротив богат, отличается нестандартным поведением или другими ценностями от других. Как не стать жертвой травли?

Данное явление нельзя прямо считать конфликтом. Поскольку конфликт предполагает противостояние сторон и их желание разрешить ситуацию.

Буллинг — это вид психологической атаки, и разрешить ситуацию выгодно лишь жертве. Нападающих же интересует сам процесс, доставляющий им удовольствие поиздеваться и почувствовать себя более сильным.

Проявляется травля по-разному — агрессией, оскорблениями, физическим воздействием, отрицанием действий человека, недоверием.

Какие признаки

Неравные силы человека и нападающих. Это отличает ситуацию от простого конфликта, в котором все участники равны. Кроме того, зачинщики сразу уверены в том, что жертва не в состоянии дать отпор.

Нападки регулярно повторяются, а агрессоры заранее знают, что нанесут обиду, вызовут слезы и другие эмоции. И они готовы по-своему реагировать на это.

Последствия

По утверждению психологов, не каждый человек в состоянии кому-то рассказать, что является объектом насмешек, особенно школьники. Родители должны насторожиться, если ребенок не хочет идти в школу, подавлен, стал нервным.

Не только жертва, но и сами зачинщики при этом могут значительно пострадать в будущем. Из таких детей вырастают домашние тираны, жизнь которых в итоге оказывается несчастливой. У пострадавшего ребенка может развиться невроз из-за постоянных стрессов.

Это явление бывает двух типов:

  • Горизонтальный — между коллегами на работе, учениками в классе.
  • Вертикальный — между работником и начальником, либо в школе между учителем и учеником.

Что делать?

Поиск инициатора

В случае со вторым видом это понятно, так как зачинщик лишь один, в первом виде требуется определить этого человека.

Как правило, он наиболее агрессивный и авторитетный в коллективе. Он психологически влияет на толпу, и она следует за главарем. Потому, если в группе имеется лидер, который выделяется на фоне остальных, то, скорее всего, зачинщиком он и является.

Если лидер не просматривается, то внимание следует обратить на любого более-менее выделяющегося человека в коллективе. Если все ведут себя агрессивно, то один из них более агрессивен.

Разговор с инициатором

Психологи советуют именно поговорить с этим человеком лично. Такой диалог один на один может быть другим. В неформальной остановке, когда не нужно работать на публику, эмоции не застилают разум.

Предмет диалога — причина нападок. А именно нужно:

  • потребовать остановиться;
  • если возможно, привлечь на свою сторону сослуживцев или начальника.

Вопрос в группе

Если беседа с зачинателем прошла нормально, и человек согласился поменять свое отношение, нужно смотреть, как примет это весь коллектив. Травля остановлена, а лидер задир выявился понимающим.

Когда же обращение не возымело действия, то и союзники вряд ли смогут помочь. Необходимо срочно привлечь начальство, чтобы оно уже разбиралось с этой группой недоброжелателей. Но если в учебном заведении или на работе человека не задевают, а наоборот игнорируют, а рядом находятся неадекватные люди, то пришло время уйти с этого места.

Порою, это не так просто сделать, особенно в небольших городах. Нужно постоянно держать в курсе руководство и подыскивать новое место, так как можно потратить больше времени и нервов, если остаться.

Важно помнить, что такая ситуация встречается во многих коллективах, и нужно сохранять внутренний протест, стержень, и иметь союзников, которые помогут найти выход в этой сложной ситуации.

В коллективах все работники также должны выявлять такие случаи и оповещать о них начальство. Так как подобные явления приводят к нездоровой атмосфере в группах людей, поощрению жестокости и вовлечению в нее адекватных работников.

Ссылка на основную публикацию